На вопросы отвечает иерей Сергий Балахонов — Как правильно подготовиться к исповеди, и чем исповедь отличается от покаяния? — Если говорить о первой исповеди, то к ней необходимо отнестись максимально внимательно, ведь от того, насколько верующий глубоко покается, зависит его дальнейшая духовная жизнь. Чтобы проще было подготовиться к исповеди, рекомендую изучить книжки «В помощь кающимся» свт. Игнатия Брянчанинова, «О построении исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина или другие, в которых имеются перечисления основных грехов перед Богом по десяти заповедям. Сами по себе эти брошюрки — только руководство, дающее лишь понятие, о чем вообще надо каяться. Поэтому каждому необходима работа над собой. К первой исповеди нужно готовиться, как и к Причастию, соблюдая несколько дней пост, читая утреннее и вечернее правило или те молитвы, которые человек знает. Важно вспомнить всю свою жизнь, начиная с 7-летнего возраста, если человек был крещен в детстве, или с момента крещения. Можно начать с больших грехов, самых очевидных, которые совесть подсказывает, и без помощи книг. Но, чтобы ничего не забыть и не растеряться на исповеди, грехи лучше записать. От покаяния исповедь отличается тем, что это таинство совершается в присутствии священника. Однако, верующий кается перед Богом и от Него получает прощение грехов. А покаяние — непрерывный процесс, в котором должен пребывать каждый христианин. Исповедь же может быть как началом покаяния, так и его вершиной. Когда у человека возникла жажда покаяться, ему следует готовиться именно к исповеди. Ведь Господь сказал в отношении ко священству: «Кому вы оставите грехи, тому оставятся, кому удержите, тому удержатся». Значит, недостаточно каяться в согрешениях только в домашней молитве. Необходимо покаяние и в церкви, перед священником, хотя грехи, конечно же, прощает Бог. Если мы говорим о тех, кто исповедуется регулярно, то тут можно дать один совет. Нельзя превращать Таинство в нечто формальное, постоянно перечисляя одни и те же грехи, которые были и на прошлой, и на позапрошлой исповеди. Разумеется, отчасти это неизбежно, ибо у всех свои духовные недуги. Тем не менее, перед очередным покаянием верующему нужно понять, что в данный момент больше всего мешает ему как христианину соединиться с Богом, что наиболее сильно ранит его совесть. В этом случае уже можно обойтись и без пособий к исповеди, а подготовиться, испытав свою совесть, по словам апостола Павла. — Как научиться покаянию? — Покаяние — это состояние, которое должно быть в каждом православном. И раз покаяние — добродетель, несвойственная падшему человеку, то этому необходимо учиться. Во-первых, покаяние нужно вымаливать. Церковь нас учит коленопреклоненно молиться Господу о даровании зрения наших прегрешений. Во-вторых, хорошо читать духовную литературу, настраивающую на очищение души. И, в-третьих, само покаяние учит верующего. То есть главное, чтобы он стремился к очищению от всякой скверны плоти и духа. И тогда очередное покаяние или исповедь будет восприниматься уже более глубоко. Как сказано в Писании, «чувства навыком приучены» (Евр. 5). — Как подойти к глубинному покаянию? — Глубинное, всецелое покаяние — дар Божий, который нужно вымаливать всю свою жизнь. В обычном состоянии человеку очень трудно всецело открыть собственную душу Богу и увидеть все ее изъяны. Потому что одно из свойств греха — ослепление духовных очей. Поэтому о более глубоком покаянии следует усердно молиться и жаждать его… — Почему часто человек кается в одних и тех же грехах, а избавиться от них не может? — Важно помнить: грех — не столько набор плохих поступков и даже негативных мыслей, сколько болезнь. И как избавление от телесного недуга часто бывает долгим и болезненным, так и избавление от грехов может продолжаться всю нашу жизнь. Но нельзя забывать: если человек искренне кается, искренне не желает больше грешить, то в покаянии он получает благодатную помощь Божию для борьбы с этим злом. Таким образом, каждое покаяние дает как бы запас духовных сил. Если же христианин опустит руки, видя, что грехи у него повторяются, хотя он постоянно в них кается, то отчаяния ему не миновать. Несмотря на то, что человек впадает в одни и те же грехи, исповедовать их нужно. И главное здесь — искреннее желание жить праведно. А от Господа уже зависит, когда даровать полное исцеление. — Является ли покаяние молитвенным общением с Богом? — Безусловно, покаяние — сокровенное общение души с Творцом. По сути, покаянием уничтожается та стена, которую человек своими грехами воздвиг между собой и Богом. И любое покаяние всегда имеет молитвенную форму, потому что мы просим Бога об очищении от грехов, о даровании помощи Свыше на борьбу с ними, а это — один из видов молитвенного общения. — Покаяние и духовность взаимосвязаны. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться? — В отношении данного вопроса лучше всего прочитать одноименную книгу свт. Феофана Затворника, где подробно рассматриваются все этапы духовной жизни. — Ну, а если в двух словах… — Трудно дать определение духовной жизни. Но, в общем, это стремление верующего пребывать в благодати Божией. Духовная жизнь — действие Духа Святого в человеке, и она имеет место, если христианин ищет воли Божией и старается исполнять заповеди. Тогда Господь Сам ведёт человека и руководит им. Это — таинственное действие Божией благодати в том, кто стремится к Богу и желает с Ним общения. Повторюсь: чтобы настроиться на духовную жизнь, нужно иметь искреннее желание подобную жизнь вести. То есть, делать какие-то конкретные шаги по направлению к Богу. И здесь очень помогает чтение духовной литературы, которое такое желание поддерживает и дает ему верное направление. — Что означает фраза из молитвы: «Просвети мои очи мысленные…» и предваряет ли она покаяние? — Хотя душа человека невещественна, она имеет духовное зрение. Способность видеть и понимать духовные вещи именуется у святых Отцов «очи мысленные». И, естественно, грехопадение наложило некую слепоту на эти очи. Потому человек и не видит, ни в каком состоянии находится, ни того, куда ему нужно стремиться, а также не замечает собственных грехов. Поэтому Церковь в данной молитве просит о даровании духовного зрения, без которого невозможно начать духовную жизнь, а значит, и приступить к покаянию. — Не потому ли святые видели душу каждого приходящего к ним человека, что обладали духовным зрением? — Да. Но это уже особый дар благодати, который давался святым, полностью очистившим свою душу, для служения ближним. А в нашем случае эта молитва относится ко всем христианам. В ней мы испрашиваем разрешения от духовной слепоты. — Отец Сергий! Можно ли открытие тайных помыслов назвать покаянием? — В какой-то мере, конечно, да. Если иметь в виду исповедание помыслов, практикуемое в монастырях, то это и покаяние, и желание получить совет, духовное руководство. Из творений святых Отцов известно, что дьявол ненавидит откровение помыслов и всячески старается этому помешать. Кстати, многие грехи, искушения исчезают, когда человек открывает их перед священником или духовно опытным человеком. Потому что тьма не терпит обличения, не терпит света. — Считается ли склонность преувеличивать свои грехи и тонуть в них, как сказал епископ Афанасий (Евтич), умалением Бога? — Святые Отцы говорят, что каждое покаяние должно быть соединено с благой надеждой на Господа. И действительно, если человек привык только плакать о своих грехах, размышлять лишь о них, то он прекращает думать о Христе. Перестает надеяться на Его прощение. В этой связи есть такое понятие, как «Иудино покаяние». Иуда тоже покаялся: он бросил сребреники, — но, не имея надежды на прощение от Господа, пошел и удавился. А если бы он покаялся, то Христос бы его простил. Значит, нужно избегать уныния, отчаяния. Надо непрестанно помнить: все наши грехи — лишь песчинки в океане Милосердия Божия. |
192