Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Хирург, монах, ученый.

Валентин Войно-Ясенецкий родился 27 апреля [9 мая] 1877 года на благодатной крымской земле в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого и Марии Дмитриевны Войно-Ясенецкой (урождённая Кудрина). Был четвёртым из пятерых детей.

 

Валентин и Ольга со своими родителями

В 1889 году, когда будущему святителю Луке исполнилось 12 лет, семья переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу.

Отец Валентина Феликсовича Феликс Станиславович, будучи убеждённым католиком, не навязывал семье своих религиозных взглядов. Семейные отношения в доме определяла мать, Мария Дмитриевна, воспитывала детей в православных традициях и активно занималась благотворительностью (помогала арестантам, позднее — раненым Первой мировой войны).

Детство Валентина было безмятежным. Валентин параллельно с гимназией посещал рисовальную школу и готовил себя к карьере художника. В 20-х годах престарелым родителям пришлось переехать из Киева в Черкассы, где они временно поселились в доме старшего сына Владимира, да так и остались здесь до последних дней своей жизни.

Валентин после окончания гимназии 

После окончания гимназии в 18 лет отроду Валентин стал перед выбором жизненного пути. Что выбрать медицину или рисование? Подал документы в Академию Художеств, но, поколебавшись, решил выбрать медицину как более полезную обществу.

В это время впервые проявилась моя религиозность. Я каждый день, а иногда и дважды в день ездил в Киево-Печерскую Лавру, часто бывал в киевских храмах и, возвращаясь оттуда, делал зарисовки того, что видел в Лавре и храмах. Я сделал много зарисовок, набросков и эскизов молящихся людей, лаврских богомольцев, приходивших туда за тысячу верст, и тогда уже сложилось то направление художественной деятельности, в котором я работал бы, если бы не оставил живописи.

Для отдыха от этой работы он каждый день ходил версты за две по берегу Днепра. Наблюдая нищету, бедность, болезни и страдания простолюдинов, молодой человек принял окончательное решение стать врачом, чтобы приносить пользу обществу.

В 21 год (1898 г.) стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Учился прекрасно, был старостой группы, особенно преуспевал в изучении анатомии:

«Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии».

Воспоминания Войно-Ясенецкого: «Когда все мы получили дипломы, товарищи по курсу спросили меня, чем я намерен заняться. Когда я ответил, что намерен быть земским врачом, они с широко открытыми глазами сказали: «Как, Вы будете земским врачом? ! Ведь Вы ученый по призванию! » Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям.»

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 года

Устроился работать в Киевский медицинский госпиталь Красного Креста, в составе которого в 27 лет (1904 г.) отправился на Русско-Японскую войну. Работал в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением и получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Многие раны на третий-пятый день покрывались гноем, а на медицинском факультете отсутствовало само понятие гнойной хирургии. Кроме того, в тогдашней России не было понятий обезболивания и анестезиологии.

           
Ещё в Киевском госпитале Красного Креста Валентин познакомился с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской

Ещё в Киевском госпитале Красного Креста Валентин познакомился с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога. И в конце 1904 года, когда Валентину было почти 28 лет они обвенчались в церкви. В дальнейшем при работе она оказывала мужу важную помощь в амбулаторном приёме и в ведении истории болезней.

Один из излеченных офицеров пригласил молодую семью к себе в Симбирск. После недолгого пребывания в губернском городе, Валентин Феликсович устроился земским врачом в уездный город Ардатов. В крошечной больнице, персонал которой состоял из заведующего и фельдшера, Валентин Феликсович трудился по 14-16 часов в сутки, сочетая универсальную врачебную работу с организационно-профилактическими работами в земств.

    
Операция В.Ф. войно-Ясенецкого в Земской больнице 1904г.

В Ардатове молодой хирург столкнулся с опасностями применения наркоза и задумался о возможности применения местной анестезии. Прочёл только что вышедшую книгу немецкого хирурга Генриха Брауна «Местная анестезия, её научное обоснование и практические применения». Плохое качество работы земского персонала и чрезмерная перегруженность (около 20000 человек в уезде + ежедневная обязанность посещать больных на дому, при том, что радиус поездок мог составлять до 15 вёрст!) вынудили Валентина Феликсовича покинуть Ардатов.

Село Верхний Любаж Курской области

В ноябре 1905 года (Валентину на тот момент исполнилось 28 лет) семья Войно-Ясенецких переехала в село Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. Земская больница на 10 коек ещё не была достроена, и Валентин Феликсович принимал на выездах и на дому. Время приезда совпало с развитием эпидемии брюшного тифа, кори и оспы. Валентин Феликсович брал на себя поездки по районам эпидемии, стремился не щадя себя помогать больным.

Жена Анна Васильевна Войно-Ясенецкая (Ланская) с первым сыном Михаилом

В конце 1907 года Валентин Феликсович был переведён в Фатеж, где у него родился сын Михаил. Однако проработал там хирург недолго: исправник-черносотенец добился его увольнения за отказ прекратить оказание помощи пациенту и явиться по его срочному вызову. Валентин Феликсович одинаково относился ко всем людям, не различая их по положению и достатку. В докладах «наверх» он был объявлен «революционером». Семья переехала к родным Анны Васильевны в город Золотоноша Киевской губернии, где у них родилась дочь Елена.

Осенью 1908 года, когда ему было 31 год, Валентин Феликсович уехал в Москву и поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике известного профессора Дьяконова, основателя журнала «Хирургия». Стал писать докторскую диссертацию на тему регионарной анестезии. Анна Васильевна просила мужа забрать к себе семью. Но Валентин Феликсович не мог их принять по финансовым соображениям. И он всё сильнее задумывался о перерыве в научной работе и возвращении в практическую хирургию.

В начале 1909 года Валентин Феликсович подал прошение и был утверждён в должности главного врача больницы села Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии. Семья прибыла туда в апреле 1909 года. Снова Валентин Феликсович оказался в тяжёлом положении: его врачебный участок по площади составлял около 580 квадратных вёрст, с населением до 31 тысячи человек! И он снова занялся универсальной хирургической работой по всем разделам медицины а также изучал гнойные опухоли под микроскопом, что в земской больнице было просто немыслимым.

Весь отпуск он проводил в московских библиотеках, анатомических театрах и на лекциях. Однако долгий путь между Москвой и Романовкой был неудобен, и в 1910 году Войно-Ясенецкий подал прошение на вакантное место главного врача больницы Переславль-Залесского Владимирской губернии. Когда Валентину Феликсовичу исполнилось 33 года у пары родился сын Алексей, практически перед отъездом в Переславль-Залесский.


Земская больница-Переславля-1910г.

В Переславле-Залесском Валентин Феликсович возглавил городскую, а вскоре — и фабричную, и уездную больницы, а также военный госпиталь. Кроме того, отсутствовала рентгеновская аппаратура, в фабричной больнице не было электричества, канализации и водопровода. На более чем 100-тысячное население уезда приходилось всего 150 больничных коек и 25 хирургических.

        

Доставка больных могла достигать несколько суток. И снова Валентин Феликсович спасал самых тяжёлых больных и продолжал изучать научную литературу. Когда Валентину Феликсовичу исполнилось 36 лет в 1913 году родился сын Валентин.

Жена и дети В.Ф. Войно-Ясенецкого

В Переяславле он задумал новый труд, которому сразу дал название — «Очерки гнойной хирургии».

В Феодоровском женском монастыре, где Валентин Феликсович был врачом, до сего дня чтится память его.

Ташкентская городская больница

В это же время состояние здоровья Анны Васильевны ухудшалось, весной 1916 года Валентин Феликсович обнаружил у жены признаки туберкулёза лёгких. Узнав о конкурсе на должность главного врача Ташкентской городской больницы, немедленно подал заявку, поскольку в те времена у врачей бытовала уверенность, что туберкулёз можно вылечить климатическими мерами. Сухой и жаркий климат Средней Азии в этом случае подходил идеально. Избрание профессора Войно-Ясенецкого на эту должность произошло в 1917 г.

Анна Васильевна Войно-Ясенецкая с дочерью Еленой и сыном Мишей

Войно-Ясенецкие прибыли в Ташкент в марте.  А в январе 1919 произошло антибольшевистское восстание под руководством К. П. Осипова. После его подавления на горожан обрушились репрессии. В больнице лежал тяжелораненый казачий есаул В. Т. Комарчев. Валентин Феликсович отказался выдавать его красным и тайно лечил, укрывая на своей квартире. Некий служитель морга по имени Андрей, дебошир и пьяница, донёс об этом в ЧК.

Войно-Ясенецкий и ординатор Ротенберг были арестованы, но до рассмотрения дела их заметил один из известных деятелей Туркестанской ячейки РКП (б), который знал Валентина Феликсовича в лицо. Он расспросил их и отправил обратно в больницу. Валентин Феликсович, вернувшись в больницу, распорядился готовить больных к операции, как будто ничего не случилось.

Анна Васильевна Войно-Ясенецкая в последние месяцы жизни

Арест мужа нанёс здоровью Анны Васильевны серьёзный удар, болезнь резко усилилась, и в конце октября 1919 года она скончалась. Две ночи после кончины Валентин Феликсович читал над гробом Псалтирь. Он остался с четырьмя детьми, старшему из которых было 12, а младшему — 6 лет. В дальнейшем дети жили у медицинской сестры из его больницы Софьи Сергеевны Белецкой, мужественно без колебаний принявшей этот крест. «Ее и детей выгнали из моей квартиры главного врача и поселили в небольшой каморке, где они могли поместиться только потому, что дети сделали нары и каморка стала двухэтажной. Однако Софью Сергеевну не выгнали со службы, она получала два червонца в месяц и на них кормилась с детьми», – писал святитель Лука в автобиографии, вспоминая «великие благодеяния, которые получали мои дети через Софью Сергеевну…»

Несмотря на всё, Валентин Феликсович вёл активную хирургическую практику и способствовал основанию в конце лета 1919 года Высшей Медицинской школы, где преподавал нормальную анатомию. В 1920 году был образован Туркестанский Государственный Университет, где он дал согласие возглавить кафедру оперативной хирургии.

Начало пастырской деятельности

   
После смерти жены с сыновьями Валентином и Михаилом в Ташкенте

Валентин Феликсович тяжело переживал кончину своей супруги. После этого его религиозные взгляды укрепились.

Профессор Войно-Ясенецкий регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином, сам выступал с беседами о толковании Священного писания.  Епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, на что он сразу согласился. И в больницу, и в университет отец Валентин стал приходить в рясе с крестом на груди, кроме того он установил в операционной иконы Божьей Матери и стал молиться перед началом операции.  Епископ Иннокентий пояснил его роль в богослужении словами апостола Павла: «Ваше дело не крестити, а благовестити».

   
Епископ ташкентский Инокентий Пустынский и священник ташкентского кафедрального собора Войно-Ясенский

Летом 1921 года в Ташкенте отцу Валентину пришлось защищать на революционном суде других врачей-хирургов, обвиненных во вредительских действиях.

Стоявший во главе ташкентского ЧК латыш Я. Х. Петерс, решил сделать суд показательным и сам выступал на нём общественным обвинителем.

Петерс спросил отца Валентина: » Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?»

Отец Валентин ответил: «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.»

В итоге обвинение провалилось. Вместо расстрела врачи были приговорены к 16 годам тюрьмы, но уже через месяц их стали отпускать на работу в клинику, а через два — совсем освободили. В их освобождении решающую роль сыграло выступление профессора Войно-Ясенецкого, который смог вызвать симпатии и поддержку у присутствующих на судебном заседании рабочих и служащих.

Епископ Лука в окружении ташкентской паствы

Весной 1923 года отец Валентин и протоиерей Михаил Андреев взяли на себя управление епархиальными делами и сплотили вокруг себя священников — сторонников Патриарха Тихона. В мае 1923 года в Ташкент прибыл ссыльный епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), который незадолго до того встречался с патриархом Тихоном, был им назначен епископом Томским и получил право избирать кандидатов для возведения в сан епископа и тайным образом рукополагать их.

3 июня 1923 года, в день памяти равноапостольных Константина и Елены, епископ Лука служил в кафедральном соборе Ташкента свою первую архиерейскую службу

Вскоре Валентин Феликсович был пострижен в монахи в собственной спальне с именем Луки, и наречен епископом Барнаульским, викарием Томским. Поскольку для присвоения епископского сана необходимо присутствие двух или трёх епископов, Валентин Феликсович поехал в город Пенджикент недалеко от Самарканда, где отбывали ссылку два архиерея — епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Хиротония с наречением архиерея Луки титулом епископа Барнаульского состоялась 31 мая 1923 года, и Патриарх Тихон, когда узнал о ней, утвердил её законной.

Ввиду невозможности отъезда в Барнаул, епископ Андрей предложил Луке возглавить Туркестанскую епархию. Получив согласие настоятеля кафедрального собора, в воскресенье, 3 июня, в день памяти равноапостольных Константина и Елены, епископ Лука отслужил свою первую воскресную всенощную литургию в кафедральном соборе. Вот отрывок из произнесённой им проповеди:

« Мне, иерею, голыми руками защищавшему стадо Христово, от целой стаи волков и ослабленному в неравной борьбе, в момент наибольшей опасности и изнеможения Господь дал жезл железный, жезл архиерейский и великой благодатью святительской мощно укрепил на дальнейшую борьбу за целостность и сохранение Туркестанской епархии »

Ташкент 1923г Храм Преподобного Сергия Радонежского оставался единственным открытым в городе. Кафедральный собор был закрыт.

На следующий день, 4 июня, в стенах ТГУ состоялся студенческий митинг, на котором было принято постановление с требованием увольнения профессора Войно-Ясенецкого. Руководство университета отвергло это постановление и даже предложило Валентину Феликсовичу руководить ещё одной кафедрой. Но он сам написал заявление об уходе. 5 июня он в последний раз, уже в епископском облачении, присутствовал на заседании научного медицинского общества при ТГУ. 6 июня в газете «Туркестанская правда» появилась статья «Воровской архиепископ Лука», призывавшая к его аресту. Вечером 10 июня, после Всенощного бдения, он был арестован.

Первая ссылка

Епископу Луке, а также арестованным с ним епископу Андрею и протоиерею Михаилу Андрееву были предъявлены обвинения по статьям 63, 70, 73, 83, 123 Уголовного Кодекса. Ходатайства прихожан об официальной выдаче заключённых и ходатайства больных о консультации профессора Войно-Ясенецкого были отклонены. 16 июня Лука написал завещание, в котором призывал мирян оставаться верными Патриарху Тихону, противостоять церковным движениям, выступающим за сотрудничество с большевиками (оно было передано на волю через верующих сотрудников тюрьмы):

«… Завещаю вам: непоколебимо стоять на том пути, на который я наставил вас. …Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считать себя отлучённым Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова Божьего.

…Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всём ей смиренно повиноваться»

Вот фрагмент допроса епископа Луки:

«… Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод. Мой священный долг учить людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову — пути любви, кротости, отвержения от себялюбия и нравственного совершенствования. Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса — это два полюса, они совершенно несовместимы и потому Христову правду пожирает тот, кто, прислушиваясь к Советской власти, авторитетом церкви Христовой освящает и покрывает все её деяния»

В заключении изложены выводы следствия — епископам Андрею, Луке и протоиерею Михаилу приписывались обвинения:

1. Невыполнение распоряжений местной власти — продолжение существования союза приходов, признанного местной властью незаконным;

2. Агитация в помощь международной буржуазии — распространение обращения Патриарха Сербии, Хорватии и Словенского королевства Лазаря, говорящего о насильственном свержении Патриарха Тихона и призывающее поминать в Королевстве Сербии всех «пострадавших» и «принявших муки» контрреволюционеров;

3. Распространение ложных слухов и непроверенных сведений союзом приходов, дискредитирующих Советскую власть — внушение массам якобы неправильного осуждения Патриарха Тихона.

4. Возбуждение масс к сопротивлению постановлениям Советской власти — рассылкой воззваний союзом приходов.

5. Присвоение незаконно существующему союзу приходов административных и публично правовых функций — назначение и смещение священников, административное управление церквями.

Учитывая политические соображения, слушание дела гласным порядком было нежелательным, поэтому дело было передано не в Реввоентрибунал, а в комиссию ГПУ. Именно в Ташкентской тюрьме Валентин Феликсович закончил первый из «выпусков» (частей) давно задуманной монографии «Очерки гнойной хирургии». В нём шла речь о гнойных заболеваниях кожных покровов головы, полости рта и органов чувств.

Иллюстрации святителя Луки Войно-Ясенецкого

9 июля 1923 года епископ Лука и протоиерей Михаил Андреев были освобождены под подписку о выезде на следующий день в Москву в ГПУ. Всю ночь квартира епископа была наполнена прихожанами, пришедшими проститься. Утром, после посадки в поезд, многие прихожане легли на рельсы, пытаясь удержать святителя в Ташкенте.

Прибыв в Москву, святитель зарегистрировался в НКВД на Лубянке, но ему объявили, что он может прийти через неделю. За эту неделю епископ Лука дважды бывал у Патриарха Тихона и один раз совершал богослужение вместе с ним.

Вот как епископ Лука описывает один из допросов в своих воспоминаниях:

«На допросе чекист спрашивал меня о моих политических взглядах и о моем отношении к Советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос ребром: „Так кто Вы — друг или враг наш?“ Я ответил: „И друг и враг. Если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но Вы возглавили гонение на христианство, и поэтому, конечно, я не друг Ваш“.

После долгого следствия 24 октября 1923 года комиссия НКВД вынесла решение о высылке епископа в Нарымский край. 2 ноября Лука был переведён в Таганскую тюрьму, где находился пересыльный пункт. В конце ноября он отправился в свою первую ссылку, местом которой первоначально был назначен Енисейск.

Поездом ссыльный епископ добрался до Красноярска, далее 330 километров санного пути, останавливаясь ночью в какой-либо деревне. В одной из них он сделал операцию по удалению секвестра у больного остеомиелитом плечевой кости.

Успенский собор в Енисейске.

   

Больничный комплекс в Енисейске, где жил и работал святитель Лука в 1924 г. Первая ссылка.

Прибыв в Енисейск 18 января 1924 года в возрасте 47 лет, Валентин Феликсович стал вести приём, и желающие попасть на приём записывались на несколько месяцев вперёд. Помимо этого, епископ Лука стал совершать богослужения на дому, отказываясь служить в церквях, занятых живоцерковниками.

Рост популярности епископа вынудил ГПУ отправить его в новую ссылку в деревню Хая. 5 июня посыльный ГПУ привёз приказ о возвращении в Енисейск. Там епископ несколько дней провёл в тюрьме в одиночной камере, а после продолжил частную практику и богослужения на квартире и в городском храме.

23 августа епископ Лука был отправлен в новую ссылку — в Туруханск.

По прибытии епископа в Туруханск его встречала толпа людей, на коленях просившая благословления. Профессора вызвал председатель крайкома В. Я. Бабкин, который предложил сделку: сокращение срока ссылки за отказ от сана. Епископ Лука решительно отказался „бросать священную дурь». В Туруханской больнице, где Валентин Феликсович сначала был единственным врачом, он выполнял самые сложнейшие операции.

      

Туруханск. Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной

Единственная церковь в округе находилась в закрытом мужском монастыре, священник которой принадлежал к обновленческому движению. Епископ Лука регулярно ездил туда совершать богослужения и проповедовать о грехе церковного раскола, которые имели большой успех: все жители округи и монастырский священник стали сторонниками Патриарха Тихона. В конце года на приём к Валентину Феликсовичу пришла женщина с больным ребёнком. На вопрос, как зовут ребёнка, ответила: „Атом“, и объяснила удивлённому врачу, что имя новое, сами выдумали. На что Валентин Феликсович спросил: „Почему не назвали поленом или окном?“ Эта женщина была женой председателя крайисполкома   В. Бабкина, который написал заявление в ГПУ о необходимости повлиять на реакционера, распространяющего ложные слухи, представляющие опиум для народа, являющиеся противовесом материальному мировоззрению, которое осуществляет перестройку общества к коммунистическим формам» и наложил резолюцию: «Секретно. Губуполномоченному — для сведения и принятия мер».

5 ноября 1924 года хирург был вызван в ГПУ, где с него взяли подписку о запрете богослужений, проповедей и выступлений на религиозную тему. Кроме того, Крайком и лично Бабкин требовали отказа епископа от традиции давать благословление пациентам. Это вынудило Валентина Феликсовича написать заявление об увольнении из больницы. Тогда за него вступился отдел здравоохранения Туруханского края. После 3 недель разбирательств 7 декабря 1924 года Енгуботдел ГПУ постановил вместо суда избрать мерою пресечения гр. Ясенецкого-Войно высылку в деревню Плахино в низовьях реки Енисей, в 230 км за Полярным кругом.

Последовало длительное путешествие по льду замёрзшего Енисея, в день 50-70 км. Однажды Валентин Феликсович замёрз так, что не смог самостоятельно передвигаться. Жители стана, состоящего из 3 изб и 2 земляных домов, радушно приняли ссыльного. Он жил в избе на нарах, покрытых оленьими шкурами. Каждый мужчина поставлял ему дрова, женщины готовили и стирали. Рамы в окнах имели большие щели, через которые проникал ветер и снег, который скапливался в углу и не таял; вместо второго стекла были вморожены плоские льдины. В этих условиях епископ Лука крестил детей и пытался проповедовать.

В начале марта в Плахино прибыл уполномоченный ГПУ, который сообщил о возвращении епископа и хирурга в Туруханск. Власти Туруханска сменили решение после того, как в больнице умер крестьянин, нуждающийся в сложной операции, которую без Войно-Ясенецкого сделать было некому. Это так возмутило крестьян, что они, вооружившись вилами, косами и топорами стали громить сельсовет ГПУ. Епископ Лука вернулся 7 апреля 1925 года, в день Благовещения, и сразу включился в работу. Уполномоченный ОГПУ был вынужден обращаться с ним вежливо и не обращать внимания на совершаемое благословление пациентов.

Только 20 ноября 1925 года в Туруханск пришло постановление об освобождении гражданина Войно-Ясенецкого, которое ожидалось с июня. После посещения родителей в Черкассах  епископ Лука приехал в Ташкент.

Вторая ссылка

В Ташкенте был разрушен кафедральный собор, осталась только церковь Сергия Радонежского, в которой служили священники-обновленцы. Протоиерей Михаил Андреев требовал от епископа Луки освятить этот храм; после отказа от этого Андреев перестал ему подчиняться и доложил обо всём местоблюстителю патриаршего престола Сергию, митрополиту Московскому и Коломенскому, который стал пытаться перевести Луку то в Рыльск, то в Елец, то в Ижевск. По совету ссыльного митрополита Новгородского Арсения Лука подал прошение об увольнении на покой, которое было удовлетворено. Профессор Войно-Ясенецкий не был восстановлен на работу ни в городскую больницу, ни в университет. Валентин Феликсович занялся частной практикой.

По воскресным и праздничным дням служил в церкви, а дома принимал больных, число которых достигало четырёхсот в месяц. Кроме того, вокруг хирурга постоянно находились молодые люди, добровольно помогавшие ему, учились у него, а тот посылал их по городу искать и приводить больных бедных людей, которым нужна врачебная помощь. Таким образом, он пользовался большим авторитетом среди населения.

5 августа 1929 года покончил с собой профессор-физиолог Среднеазиатского (бывшего Ташкентского) университета И. П. Михайловский, который вёл научные исследования по превращению неживой материи в живую, пытавшийся воскресить своего умершего сына; итогом его работ стало психическое расстройство и самоубийство. Его жена обратилась к профессору Войно-Ясенецкому с просьбой провести похороны по христианским канонам (для самоубийц это возможно только в случае сумасшествия); Валентин Феликсович подтвердил его сумасшествие медицинским заключением.

Фото из следственного дела Войно-Ясенецкого Валентина Феликсовича

Во второй половине 1929 года ОГПУ было сформировано уголовное дело: убийство Михайловского якобы было совершено его «суеверной» женой, имевшей сговор с Войно-Ясенецким, чтобы не допустить «выдающегося открытия, подрывающего основы мировых религий». 6 мая 1930 — он был арестован. Обвинялся по статьям 10-14 и 186 п.1 УК УзССР. Валентин Феликсович объяснял свой арест ошибками местных чекистов и из тюрьмы писал руководителям ОГПУ с просьбами выслать его в сельскую местность Средней Азии, затем — с просьбой выслать из страны, в том числе председателю СНК А. И. Рыкову. В качестве аргументов в пользу своего освобождения и отправки в ссылку он писал о скорой возможности публикации «Очерков гнойной хирургии», которые пошли бы на пользу советской науке — и предложение основать клинику гнойной хирургии. По запросу МедГиза подследственному Войно-Ясенецкому была передана рукопись, которую он заканчивал в тюрьме, как и начинал.

Во второй половине августа 1931 года Войно-Ясенецкий прибыл в Северный край. Сначала он отбывал заключение в ИТЛ «Макариха» возле города Котлас, вскоре на правах ссыльного был переведён в Котлас, затем — в Архангельск, где вёл амбулаторный приём. В 1932 году поселился у В. М. Вальнёвой, потомственной знахарки. Оттуда его вызывали в Москву, где особый уполномоченный коллегии ГПУ предлагал хирургическую кафедру в обмен за отказ от священнического сана.

« При нынешних условиях я не считаю возможным продолжать служение, однако сана я никогда не сниму »

После освобождения в ноябре 1933 он ездил в Москву, где встречался с митрополитом Сергием, но отказался от возможности занять какую-либо архиерейскую кафедру, потому что надеялся основать НИИ гнойной хирургии, однако получил отказ наркома здравоохранения Фёдорова.

В 1934 года, когда ему было 57 лет, Войно-Ясенецкий  переезжает в Андижан, где оперирует, читает лекции, руководит отделением Института неотложной помощи. Здесь он заболевает лихорадкой паппатачи, грозящей потерей зрения (осложнение дало отслойку сетчатки левого глаза). Две операции на левом глазу не принесли результата, епископ слепнет на один глаз.

Осенью 1934 года издал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента.

Преподавательский состав института  усовершенствования врачей Ташкент 1936 г.

Третье следствие и арест

24 июля 1937 г. в 60 лет Валентин Феликсович попал под следствие в третий раз и был арестован. В вину епископу вменялось создание «контрреволюционной церковно-монашеской организации», проповедовавшей следующие идеи: недовольство советской властью и проводимой политикой, контрреволюционные взгляды о внутреннем и внешнем положении СССР, клеветнические взгляды о компартии и вожде народов, пораженческие взгляды в отношении СССР в предстоящей войне с Германией, указывание на скорое падение СССР. Несмотря на длительные допросы методом «конвейера» (13 суток без сна), Лука отказывался признаваться о членстве в контрреволюционной оранизации и называть имена «заговорщиков». Вместо этого он объявляет голодовку, продлившуюся 18 суток.

Епископ Лука Ташкент тюрьма НКВД 1939 год

 

В начале 1938 года так ни в чём не признавшийся епископ Лука был переведён в центральную областную тюрьму Ташкента.  Ввиду расстрела основных свидетелей, дело рассматривалось на Особом совещании НКВД СССР. Приговор пришёл только в феврале 1940 года: 5 лет ссылки в Красноярский край.

Возобновление архиерейского служения

Фото в Большой Мурте 1941 г.

С марта 1940-го Войно-Ясенецкий работает хирургом в ссылке в районной больнице в Большой Мурте, что в 110 километрах от Красноярска.

      

   

Осенью 1940 года ему разрешили выехать в Томск, в городской библиотеке он изучал новейшую литературу по гнойной хирургии, в том числе на немецком, французском и английском языках. На основании этого было закончено второе издание «Очерков гнойной хирургии».

В начале Великой Отечественной войны отправил такую телеграмму председателю президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину.

 
Красноярский эвакогоспиталь, 1943 г.

С октября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он работал по 8-9 часов, делая 3-4 операции в день. Тем не менее, каждое утро он молился в пригородном лесу (в Красноярске в это время не осталось ни одной церкви).

   

В начале 1943 года епископ Лука был назначен архиепископом Красноярским и Енисейским. На этом посту он сумел добиться восстановления одной маленькой церкви в пригородной деревне Николаевка, расположенной в 5 километрах от Красноярска.

  

В связи с этим и практически с отсутствием священников за год архипастырь служил всенощную только в большие праздники и вечерние службы Страстной седмицы, а перед обычными воскресными службами вычитывал всенощную дома или в госпитале.

Поместный Собор, Москва, 1943 год. Слева направо за столом Архиепископ Лука, Святейший патриарх Алексий I, Митрополит Сергий Старгородский и Митрополит Николай Ярушевич

Летом 1943 года Лука впервые получил разрешение выехать в Москву, он участвовал в Поместном Соборе, который избрал патриархом Сергия; также стал постоянным членом Священного Синода, который собирался раз в месяц.

В начале 1944 года архиепископ Лука получил телеграмму о переводе в Тамбов.

Служение на Тамбовской кафедре

В феврале 1944 года Военный госпиталь переехал в Тамбов, и Лука возглавил Тамбовскую кафедру.

В то время архиепископ Лука добился восстановления Покровской церкви Тамбова, которая стала всего лишь третьим действующим храмом в епархии. Архиепископ Лука стал активно проповедовать, проповеди (всего 77) записывались и распространялись. Открытия бывшего кафедрального Спасо-Преображенского собора добиться не удалось; тем не менее, к 1 января 1946 года было открыто 24 прихода.

          
Покровская церковь города Тамбова тогда и сегодня

Архиепископ составил чин покаяния для священников-обновленцев, а также разработал план возрождения религиозной жизни в Тамбове, где, в частности предлагалось проводить религиозное просвещение интеллигенции, открытие воскресных школ для взрослых. Этот план был отвергнут Синодом.

Одна из самых знаменательных страниц жизни Святителя связана с городом Тамбовом,  куда он приехал в феврале 1944 года. Со дня своего прибытия Валентин Феликсович занимает должность главного хирурга-консультанта госпиталей . Ему было 67 лет.

Вот отрывок из письма Луки сыну Михаилу от 10 августа 1944 года :«Приводим церковь в благолепный вид… Работа в госпитале идет отлично… Читаю лекции врачам о гнойных артритах… Свободных дней почти нет. По субботам два часа принимаю в поликлинике. Дома не принимаю, ибо это уже совсем непосильно для меня. Но больные, особенно деревенские, приезжающие издалека, этого не понимают и называют меня безжалостным архиереем. Это очень тяжело для меня. Придется в исключительных случаях и на дому принимать».

В 1944 Луку назначают архиепископом Тамбовским и Мичуринским. За плечами Валентина Феликсовича уже тогда был существенный опыт церковной и врачебной деятельности. В Тамбове, несмотря на свой непререкаемый авторитет хирурга и большое почтение властей, Владыка всегда подчеркивал, что, прежде всего он — архиерей, и все должны с этим считаться.

Как главному хирургу Тамбовской госпитальной базы Войно- Ясенецкому приходилось курировать около 150 госпиталей, в каждом из них было от 500 до 1000 коек.

Доктор делает уникальные операции, на которые кроме него ни один хирург не мог решиться. Врачи и больные его боготворили.

Из воспоминаний старшей медсестры эвакогоспиталя Л.С. Лесных: «Тамбов был перевалочным пунктом для раненых, здесь шла обработка больных, а дальше их везли вглубь, в Саратов, а тех, которые были нетранспортабельны, оставляли». Вот таких -то и приходилось оперировать Валентину Феликсовичу. В среде медперсонала о нем говорили как о необыкновенном человеке, который сразу мог поставить точный диагноз и определить, стоит ли проводить операцию или нет.

Архиепископ Лука и священнослужители в Покровском соборе города Тамбова. 1944-1946 годы

А вечером архиепископ Лука шел в Покровскую церковь, которая была открыта за полгода до его приезда и активно проповедовал. Проповеди (всего 77) записывались и распространялись.

   

Прихожане отмечали, что богослужения, совершаемые архиепископом Лукой, отличались высокой духовностью и молитвенностью: «Службы Владыки были долгие. Все исполнялось… Владыка не считался со своим изношенным здоровьем, и народ, видя его ревность, умилялся и безропотно терпел все тяжести».

И, конечно же, Святитель продолжал врачевать. Поскольку линия фронта проходила близ Тамбовской области, здесь была создана широкая сеть госпиталей. Они размещались в помещениях школ, больниц, санаториев. За годы войны госпитали приняли более 600 тысяч (!) раненых. Ежедневно на станцию Тамбов прибывало в среднем по три санитарных эшелона. Валентин Феликсович много оперирует. На этих операциях часто присутствовало большое количество врачей. О его искусстве хирургического исцеления ходили легенды. Доктор спас жизнь и вернул здоровье тысячам воинов.

Под руководством архиепископа Луки за несколько месяцев 1944 года для нужд фронта было перечислено более 250 тыс. руб. на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. В общей же сложности за неполные два года было перечислено около миллиона рублей.

Многие из тех, кого Владыка исцелял, становились верующими людьми и активно посещали церковь, в которой служил святитель. Покровский собор сделался центром, где люди старались получить исцеление души и тела.

Диплом лауреата Сталинской премии

В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах „Очерки гнойной хирургии“, законченном в 1943 году и „Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов“, опубликованном в 1944 году», профессору Войно-Ясенецкому была присуждена высшая государственная награда того времени — Сталинская премия первой степени в размере 200000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал на помощь детям в детских домах, оставшихся без родителей.

Работа „Очерки гнойной хирургии“ вышла в свет в 1943 году, когда еще отсутствовали антибиотики и благодаря ей были спасены многие тысячи жизней.

      

Иллюстрация нарисованы лично святителем Лукой.

Н.С. Чаплыгин (участник Великой Отечественной войны, капитан 1-го ранга) рассказывает:

«Когда нас везли с фронта в тыл, то в городе Мичуринске три эшелона с ранеными были направлены на юг, а наши два эшелона было решено отправить в Тамбов. Раненые из этих эшелонов возмутились. Помню, что я лежал с ранением в вагоне и слышал крики и ругань. Из-за этого раненые бойцы задержали отправку поезда на несколько часов. Они восстали, собрали митинг и не хотели подчиняться. Только после того, как им сказали, что в Тамбове есть выдающийся врач-хирург, который всех исцеляет, тогда народ успокоился и поехал в Тамбов…»

Весной 1946 года Святитель покинул город Тамбов.

Служение на Крымской кафедре

5 апреля 1946 года Патриарх Алексий подписал указ о переводе архиепископа Луки в Симферополь.

Дом Луки (Войно-Ясенецкого) в Симферополе, ныне часовня в его память

В начале 1947 года профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом Симферопольского военного госпиталя, где проводил показательные оперативные вмешательства. Также он стал читать лекции для практических врачей Крымской области в архиерейском облачении, из-за чего они были ликвидированы местной администрацией.

В 1949 году начал работу над вторым изданием «Регионарной анестезии», которое не было закончено, а также над третьим изданием «Очерков гнойной хирургии», которое было дополнено профессором В. И. Колёсовым и издано в 1955 году.

Все дети святителя Луки, став взрослыми, последовали по его пути в выборе профессии.  К сожалению, дети и внуки не разделяли его веры. Но он предоставлял им в этом вопросе полную свободу и относился к ним с большой любовью. Сыновья также очень уважали его, гордились его научными достижениями, помогали ему материально, зная, что все свое архиерейское жалованье он раздавал бедным и больным.

С братьями, Владимиром и Павлом, и сестрой Викторией – его отношения всегда были ровными и хорошими. Когда братьев не стало, после войны он приютил у себя в Симферополе их овдовевших дочерей с маленькими детьми.

   

Вот эти два мальчика и девочка, жившие с ним последние 15 лет в Крыму и, можно сказать, воспитанные им – в основном личным примером, выросли верующими людьми. Это были дети его племянниц Веры Владимировны Прозоровской и Нины Павловны Сидоркиной, которых он пригласил жить к себе в архиерейский дом, когда получил назначение в Симферополь. Понимая что дети страдают от недоедания в тяжёлые голодные послевоенные годы в Черкассах после смерти отцов. Архиепископ Лука одновременно осознавал и чувствовал, что ему уже трудно обходиться без помощи близких, что дела со зрением становились всё хуже и хуже…

В Алуште. Сидят: Вера Владимировна Прозоровская (племянница), святитель Лука с правнучкой Ириной на коленях, дочь святителя Елена (справа). Стоят: личный секретарь святителя Луки Евгения Павловна Лейкфельд, Майя Прозоровская (дочь племянницы), внучка святителя Луки Анна (дочь Елены). 1950 г.

В 1955 году в 78 лет ослеп полностью, что вынудило его оставить хирургию.

С 1957 года диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографическая книга «Я полюбил страдание…».

Активно вёл проповеди. Вот отрывки из проповедей: «Вы скажете, правительство Вам, христианам, нанесло вред. А вспомните древние времена, когда ручьями лилась кровь христиан за нашу веру. Этим только и укрепляется христианская вера. Это всё от Бога.»

«Пройдёт ещё много десятков лет, прежде чем наша жизнь будет вполне нормальной.»

Другом святителя Луки можно назвать академика Владимира Петровича Филатова, знаменитого хирурга-офтальмолога, который также был верен Православию всю жизнь. Поселившись перед революцией в Одессе, он основал Институт глазных болезней, который и поныне носит его имя. Когда архиепископ Лука приезжал в Одессу навестить сына, он общался с Филатовым, исповедовал его.

В Институте глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова всегда работало много верующих людей – замечательных специалистов, бережно хранящих память о своем учителе. Некоторое время сотрудницей института была и правнучка Святителя, Татьяна Валентиновна Войно-Ясенецкая, врач-анестезиолог.

   

Архиепископ-врач Войно-Ясенецкий продолжал оказывать медицинскую помощь, несмотря на ухудшавшееся здоровье. Больных профессор принимал на дому, помогая всем, но требуя молиться и ходить в церковь. Некоторым больным владыка приказывал лечиться только молитвой — и больные выздоравливали.

Умер Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий 11 июня 1961 года в воскресенье,в возрасте 84 лет в день Всех святых, в земле Российской просиявших…

На похороны архиепископа Луки собрались тысячи прихожан, приехали верующие из соседних областей

На надгробии была высечена надпись:

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий

18 (27). IV.77 — 19 (11).VI.61

Доктор медицины, профессор хирургии, лауреат.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был похоронен на Первом Симферопольском кладбище, справа от храма Всех святых г. Симферополя. 22 ноября ноябре 1995 года указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. 18 марта 1996 года в Симферополе мощи святителя Луки были обретены и 20 марта перенесены с кладбища крестным ходом в Свято-Троицкий собор Симферополя.

                

    

Серебряная рака с мощами Святителя подарена его верующими почитателями из далёкой Греции

В августе 2000 года определением Священного Синода Русской Православной церкви на Архиерейском Соборе святитель Лука был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

«Если станете описывать мою жизнь, не пробуйте разделять хирурга и епископа. Образ, разделенный надвое, неизбежно окажется ложным.»

В.Ф. Войно-Ясенецкий в разговоре с писателем Марком Поповским

5063

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *